Не пропусти
Главная » Православный ликбез » Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Человек как микрокосмос в учении священника Павла Флоренского

Н.Н. Павлюченков (ПСТГУ)

Имя священника Павла Флоренского имеет неоднозначный характер в истории богословия Русской Церкви. Существуют различные, иногда прямо противоположные оценки его религиозно-философского наследия. Мне представляется, что для наиболее объективного отношения к о. Павлу нужно помнить ту изначальную задачу, которую он сам себе ставил и в реализации которой видел смысл своих исследований.

Он неоднократно утверждал, что не хочет строить какой-либо законченной собственной философско-богословской системы [1] , что не имеет какой-либо окончательной мысли и своей задачей считает не навязывать свои суждения, а пробуждать мысль [2] . Большой вопрос, всегда ли о. Павлу удавалось придерживаться этих заданных самому себе пределов. Но это все же не снижает интереса к его работам, поскольку он поднимает в них такие вопросы, многие из которых по сей день не решаются или считаются излишними для рассмотрения в богословии или, тем более, в миссионерском служении.

Флоренский с детства имел особый опыт приобщения к реальности иного мира. Из той безразличной по отношению к религии обстановке, в которой он рос и воспитывался [3] , с таким мистическим ощущением ему была прямая дорога в теософию или оккультизм, которые были чрезвычайно популярны в образованной России в начале ХХ в. Но Флоренский сознательно пришел в Православную Церковь, несмотря на то, что, по его же наблюдению, в то время церковное учение образованными людьми воспринималось настолько скучным и примитивным, что с ним даже не считали нужным полемизировать [4] . Флоренскому, при всех его увлечениях оккультной тематикой, открылась ограниченность оккультизма как такового; он определил оккультно-теософское мировоззрение как утонченный позитивизм и смог это сделать так, что его читатели и слушатели, увлеченные тайнами невидимого мира, обращали свое внимание на Православную Церковь. В самом начале 1920-х гг. о. Павел предвидел грядущее вторжение оккультизма в повседневную жизнь и фактически говорил о том, что на протяжении долгого времени церковная апологетика обходила своим вниманием эту проблему.

Здесь недостаточно было просто обличать и осуждать, а надо было свидетельствовать, что православие тоже имеет свое учение о невидимом мире, которое, в отличие от оккультного, содержит подлинную духовную глубину.

В том же контексте о. Павел разрабатывал и тему человека как микрокосма. И здесь так же, как и в случае с оккультизмом, мы не обязаны соглашаться со всеми утверждениями Флоренского и принимать их как выверенные с точки зрения святоотеческого богословия. Здесь важен прежде всего сам факт свидетельства о. Павла о космичности христианства, о том, что христианству есть что сказать по поводу также ставшей популярной в начале ХХ в. философии космизма.

О. Павел указал на наличие учения об обожении Космоса через человека у прп. Максима Исповедника в маленьком примечании к Столпу и утверждению Истины [5] , но не стал излагать его подробно, а предложил (также не вдаваясь в детали) свое понимание человеческого тела как подвижной границы между человеком и всем остальным Космосом. Именно через тело, согласно Столпу…, Божественная благодать должна изливаться из человека в мир [6] . Более подробно эти представления поясняются Флоренским в цикле лекций Из истории философской терминологии, подготовленном в сентябре 1917 г. Здесь говорится о том, что до грехопадения телом первозданного человека был весь мир. Первозданный Адам не был бы царем мира. если бы мир не входил в состав его тела.

Царствуя над миром, Адам одновременно царствовал и над самим собой, по силе жизненной мощи своего духа. В падении эта жизнетворческая сила ослабляется [7] , нарушается единство с миром и появляется граница между человеком и Космосом, ощущаемая нами теперь как собственно наше тело. Но и в состоянии падения, говорит о. Павел, в уничижении и в распаде Человек, хотя и теснимый взбунтовавшимися против своего царя стихиями собственного тела, продолжает держать в ослабевших руках скипетр своей власти и править еле сдерживаемым уже миром [8] .

Очень важной является мысль о. Павла, согласно которой вне христианства или, точнее, вне христианского учения о значении человеческого тела, не может быть никаких глубоких познаний тайн природы. Наше тело, — пишет он, — не что-то между прочим… а нечто первостепенное и исключительно важное… Тело наше бесконечно глубже, чем считали его материализм и позитивизм — с одной стороны, и отвлеченный спиритуализм — с другой. Физиология, в основах своих, есть непременно мистическая. В теле своем мы воспринимаем весь Космос. Весь мир мистически переживается нами в теле нашем [9] .

Но вместе с тем учение Флоренского о человеке как микрокосме имеет один существенный нюанс. Обычно, называя человека малым миром, микрокосмом, имеют в виду, что Природа — это большой мир, макрокосм. О. Павел настаивает на обратимости этих понятий, утверждая, что и человек может быть назван макрокосмом, а природа — микрокосмом.

Человек так же бесконечен, как и мир, и, признавая отсутствие каких-либо качественных различий между человеком и Космосом, о. Павел готов оспорить и, если можно так сказать, количественные различия. В Человеке, — говорит он, — нет ничего такого, что в увеличенных, — скажем временно, размерах. не нашлось бы у Среды [10] . Таким образом за всем Космосом здесь признается то же право на Образ и Подобие Творца, которое имеет Человек.

И все же, несмотря на спорные утверждения, хотелось бы подчеркнуть высокое значение подобных работ о. Павла. Он был в ХХ в. первым, кто на высоком философском и богословском уровнях пытался свидетельствовать о подлинной космичности христианства, раскрывать с христианской точки зрения необозримую глубину человеческого существа. В первые десятилетия ХХ в. он отчетливо сознавал, что подлинная космичность христианства широко не известна и это не способствует привлечению к Церкви философов и ученых, обращающих пристальное внимание на проблему соотношения Космоса и Человека.

Он начал работу в этом направлении, которую в процессе критики софиологии завершили о. Георгий Флоровский, В. Лосский и о. Иоанн Мейендорф.

Но у работ о. Павла Флоренского еще остается высокий потенциал для пробуждения мысли, как для дальнейшего развития богословия, так и для осознания сетей лжи, в которые уловляются все обманутые мнимой эзотерической глубиной теософии и оккультизма.

Примечания

[2] Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия // Богословские труды: Сб. 17.

М., 1977. С. 101.

[3] См.: Павел Флоренский, свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней… М., 1992.

С. 25, 116—117 и др.

[4] Флоренский П. Христианство и культура. М., 2001. С. 452.

[5] Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Т. 1(2). М., 1990.

С. 733.

[6] Там же. Т. 1(1). С. 271-272.

[7] Павел Флоренский, свящ. Сочинения: В 4 т. Т. 3(1). М., 1999.

С. 436-437.

[9] Павел Флоренский, свящ. Сочинения: В 4 т. Т. 3(1). С. 438.

О admin

x

Check Also

Исламская мистика с т

Исламская мистика с т. з. православного духовного опыта Сравнивая исламскую и православную мистику, мы попытаемся ...

Ислам в сравнении с христианским монотеизмом

Ислам в сравнении с христианским монотеизмом Введение Христианство и ислам имеют много отличий. И в ...

Искушения, связанные с причастием

Искушения, связанные с причастием cвящ. Валерий Духанин Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – ...

Знакомство с Православием

Знакомство с Православием Содержание: Что такое Православие? Мы часто сталкиваемся с какими-то вещами и явлениями, ...

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Восемь смертных грехов и борьба с ними Аскетика для современных мирян священник Павел Гумеров Статья ...

Брак с мусульманином

Брак с мусульманином священник Даниил Сысоев, кандидат богословия (авторский текст приведен без редакторской правки) ^Предисловие ...

Борьба с помыслами

Борьба с помыслами Борьба с по́мыслами одна из важнейших составляющих православно-аскетического делания, подразумевающая: 1) внимательное ...

Борьба с духом блуда

Борьба с духом блуда. Об охранении души и тела в чистоте и целомудрии Святой Иоанн ...

Борьба с грехом – читать, скачать – протоиерей Григорий Дьяченко

Борьба с грехом Содержание Данная работа на примерах Священного Писания, трудов отцов Церкви и подвигах ...

Беседы с русским народом – читать, скачать – архиепископ Иоанн (Шаховской)

Беседы с русским народом Содержание Сила воскресения Христова Всякое ложное учение об истине есть змея, ...

Беседа с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим

Беседа с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архим. Исидором о Благодатном Огне – Отец ...

Беседа преподобного Серафима с Н

Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни Беседа преподобного Серафима с ...

Почему каяться стыдно, а грешить – нет?

Почему каяться стыдно, а грешить – нет? иерей Александр Ильяшенко Лучше всяких слов… Покайтесь, ибо ...

Почему вино – кровь Христова, а хлеб – Его тело?

Почему вино – кровь Христова, а хлеб – Его тело? I. Хлеб – символ жизни. ...

Мы бережем золотник, а теряем пуд

Мы бережем золотник, а теряем пуд Очерк истории русского богослужебного языка Господь наш Иисус Христос, ...

Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово

Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Священное Писание Нового Завета об отношении ...

А жизнь – только слово?

А жизнь – только слово? Жизнь, житие, живот… Как не заплутать в этих словесных трех ...

Тот, кто ужасается злу, выходит за рамки материализма

Тот, кто ужасается злу, выходит за рамки материализма Среди людей, называющих себя неверующими, есть настоящие ...

Священники – кто они, откуда и зачем?

Священники – кто они, откуда и зачем? Откуда взялись священники Во все времена, во всех ...

Паломничество приносит пользу только тем, кто живет по Евангельским заповедям

Паломничество приносит пользу только тем, кто живет по Евангельским заповедям cвященник Виктор Праздничный руководитель паломнической ...

Нужно ли воцерковление тем, кто считает, что Бог у них в душе?

Нужно ли воцерковление тем, кто считает, что Бог у них в душе? Люди, считающие, что ...

Недостоин тот, кто считает себя достойным

Недостоин тот, кто считает себя достойным игумен Нектарий (Морозов) Вопросы о самом важном Исповедь и ...

Кто такой пророк?

Кто такой пророк? Библия много говорит о пророках и пророчествах. В наше время тоже популярны ...

Кто такой монах?

Кто такой монах? иеромонах Сергий (Рыбко) Как становятся монахами? Существует ли призвание к этому? Или ...

Рейтинг@Mail.ru